Селивёрстов Юрий Иванович

За сто лет из стен нашей школы вышли тысячи выпускников. Есть среди них выдающиеся ученые, врачи, инженеры, педагоги. Всему миру известно имя музыканта Дениса Мацуева. Мы гордимся космонавтом Анатолием Иванишиным.

Профессия художник – из редких. Но в нашем городе известны имена Евгения Шпирко и Маргариты Марцинечко. К великому сожалению, в городе мало известно имя выдающегося графика Юрия Селивёрстова. Только в музее Вампилова есть его единственная гравюра и в музее города Усолье – Сибирское - раздел. А вместе с тем его работы имеются в Третьяковской галерее. Они очень ценятся среди любителей графики.

 

Селивёрстов только два раза приезжал в родной город. Жизнь художника оказалась очень короткой, всего 50 лет. Но сделано было очень много. Он работал как художник иллюстратор и портретист. Им выполнены иллюстрации к произведениям зарубежных писателей, русской литературы 19 века, Слову о полку Игореве и первому послереволюционному изданию Нового Завета, к энциклопедическим словарям и книгам его современников. Вершиной творчества стала серия «Из русской мысли», куда вошли графические портреты философов, писателей, поэтов 19 – 20 в. в.

Юрий Селивёрстов окончил нашу школу, которая тогда называлась Средняя школа №11 имени В.В. Маяковского, в 1957 году.  Если судить пор оценкам, он был «хорошист». Параллельно с этим занимался в изостудии Дворца пионеров. Одна из детских работ получила приз на международном конкурсе.

После архитектурного института в Новосибирске Юрий Селивёрстов жил и работал в Москве.

Портрет Пушкина открывает цикл «Из русской думы», куда вошли несколько десятков графических портретов. Это русские философы, писатели, поэты и три композитора. По времени – больше ста лет: от первой трети девятнадцатого века до девяностых годов двадцатого века.

Все изображения представляют поясные портреты. Зритель видит лицо и руки, а потом обращает внимание на детали.

О значении рук написано много статей, которые можно прочесть в различных источниках.

Его Пушкин показан в одну из самых трагических минут, возможно, перед дуэлью: Он в цилиндре, тень от полей падает на глаза, световые блики выделяют скулы и подбородок.  В творческом наследии Пушкина есть три дуэли: Гринёв и Швабрин в «Капитанской дочке), Ленский и Онегин в поэтическом романе, Сильвио и граф в повести «Выстрел». (В жизни самого Пушкина их было больше):

Кажется, что наиболее близок к образу, изображенному на портрете, герой повести «Капитанская дочка». Как Гринёв вступился за честь любимой девушки, так и Пушкин. Но в жизни поэта всё было еще серьёзнее: оскорблены были не только личная честь, но и честь семьи, и честь родины.

Другим поэтом 19 века, вошедшим в цикл «Из русской думы», стал Аполлон Григорьев. Он задумчиво смотрит вдаль. Правая рука лежит на столе, как будто удерживая ручку. Сюртук не прорисован, виден только ворот с правой стороны

Григорьев прожил недолгую жизнь – 42 года (1822-1864) Он был литературным и театральным критиком, переводчиком и идеологом почвенничества. В своих статьях он ратовал за создание героев с русским характером, за национальное воспитание. Его злобно и резко критиковали, поэтому он потерял всякую популярность и оказался в полном одиночестве. В историю он вошел как автор прекрасных лирических стихотворений и особенно популярного романса «Две гитары».

 

школа №11

В 1987 году вышел однотомник К.К. Случевского с иллюстрациями Селиверстова. Потом портрет, открывающий книгу, вошел в серию «Из русской мысли».

 Случевский изображен опирающимся на левую руку, что говорит о глубокой задумчивости, умении взвешивать все «за» и «против», сформулировать собственное мнение. Глаза спрятаны за стеклами круглых очков, правый глаз виден хорошо, а левый ослеплен прямым светом. Большой лоб говорит об уме и образованности.

 

К.К. Случевский получил военное образование, изучал философию за границей, служил чиновником особых поручений при великом князе Владимире Александровиче. Во время его путешествий по русскому северу вел дневник, писал очерки.  Литературное наследие Случевского включает и стихи, и прозу, и драматические произведения.

Иллюстрации к однотомнику произведений символичны. На них можно увидеть Смерть с косой, падающий лист, планирующего орла, часы, гроб, циферблат отдельно от маятника, свечи, тонущий корабль с порванными парусами, детали музыкальных инструментов. Контуры изображений то четкие, то размытые.

Над циклом «Из русской думы» Селивёрстов работал до последних дней, но одновременно делал иллюстрации к нескольким книгам.

В 1982 году вышел сборник «Поэты тютчевской плеяды». В нём после большой статьи Вадима Кожинова, идут подборки стихов. Открывает каждую подборку разворот с портретом. Читатель видит не только лицо автора, но и множество символов творчества. На каждом развороте две свечи, горящая и потушенная, и кентавр. Горящая свеча символ причастности человека к светлому, это символ знания, это способность слушать волю божью, это символ милосердия, справедливости. Свеча потухшая, стоящая вертикально не имеет однозначной трактовки.  Кентавр символизирует чувственность, страсти, жестокую силу, человека, разрываемого между добром и злом, животную и духовную натуры. Что вообще свойственно поэтическим натурам.

И название направления, и название сборника связаны с именем Ф.И. Тютчева. Он был известен не только как поэт.

 

Возле его портрета Селиверстов изобразил ангела со связанными руками, которые составляют лиру. Струны лиры вспыхивают, и на их свет летят бабочки. На заднем плане одновременно сияют и солнце, и звёзды. Всё это говорит о очень большой и сложной жизни Фёдора Ивановича Тютчева, в которой были и дипломатическая работа за границей, и успешная литературная деятельность. В поэзии Тютчева нашли отражения, размышления о судьбе России, её месте в обществе и сильные лирические чувства.

Поэты, отнесённые критиками к тютчевской плеяде, были выпускниками московского университета. Многие из них входили в кружок «любомудров», основанный преподавателем С. Е. Равичем. Само название ЛЮБОМУДРЫ кружка говорит о том, что в лирических стихах поэты выражали не только свои чувства, но и размышления о судьбах людей и страны. Это была поэзия мысли

 

Пётр Андреевич Вяземский прожил долгую жизнь (80 лет): он участвовал в Бородинском сражении, занимал различные посты на гражданской службе, последние годы провёл за границей. Свою единственную книгу стихов он издал в 80-летнем возрасте. Его стихи ценил А. С. Пушкин. Вяземский стал связующим звеном между золотым веком русской поэзии и последующими десятилетиями.

На развороте портрет поэта помещен справа. А в левой части цветущее дерево, московский пейзаж и тройка, мчащаяся мимо кладбища. Кентавр, упирающийся целится в тройку. А лев с гордо поднятым хвостом выглядывает из-за горящей свечи.

Небольшое стихотворение «Тройка мчится, тройка скачет…» стало песней. В лирическом наследии поэта около полусотни стихов. Автор популярного романса припевом «Едет, едет, едет к ней…» исказил поэтический замысел, а ведь он намного глубже: у Вяземского нет определенности, для него всё может поменяться в любой момент.

 

Фёдор Николаевич Глинка изображен Селиверстовым как бравый гусар на крылатом пегасе, взлетающем над поруганными храмами Кремля…

Из девяноста с лишним лет жизни, где были и путешествия, и встречи с выдающимися людьми своего времени, и военная служба, и гражданское служение, самым главным оставалось участие в Наполеоновских войнах, что художник и отобразил на развороте.

 

Алексей Степанович Хомяков считается основоположником раннего славянофильства. С 1822 года он служил в гвардии, участвовал в русско-турецкой войне (1828-1829). В это время написал историческую драму «Ермак». Основным историко-философским трудом Хомякова считаются «Записки по всемирной истории».

Хомяков считал, что историческое развитие каждого народа предопределено Богом. Однако в своём развитии народ в силу тех или иных причин может отклониться от него и не выполнить возложенной на него «миссии».

На развороте композиции белый овал, вписанный в черный прямоугольник. Выражение лица напряженное, брови сдвинуты, скорбная складка легла возле губ. Совсем близко к лицу крест, словно вырастающий из книги, на верхней перекладине чаши весов, на которых сердце и разум.   В произведениях Хомякова часто задаётся вопрос, что правит человеком: разул или сердце. С правой стороны старинные палаты, над которыми взлетает птица феникс.

 

Лукьян Андреевич Якубович изображен контуром в профиль, внутри которого помещено стихотворение «Сестре» при посылке ей портрета Байрона». Среди уже знакомых символов (свечи, кентавр, лев, Афродита.) на первом плане памятник героям Куликовской битвы, над которым распластал крылья обезглавленный черный ворон.

Эти портеры заставляют обратиться к тексту стихотворений, открыть смысл поэзии позапрошлого века.

 

Полная биография художника изложена в книге В. Курбатова «Юрий Селивёрстов: Портрет на фоне времени». Из неё же скопированы иллюстрации, которые в школьном музее представляют небольшую экспозицию.

Школа №11

 

Над проектом работали:

Блажева Ксения , МБОУ СОШ №11 С УИОП 8 класс

Садовская А.Г., заведующая музеем истории школы