Шевченко Валерий Вадимович
Имя Валерия Шевченко навсегда вписано в историю театрального искусства Иркутской области, ведь именно этот «неутомимый мим» создал «с нуля», на чистом энтузиазме в столице Приангарья первый театра пантомимы, а позднее и единственный в России Международный фестиваль «Мимолет». И именно с его легкой руки в Иркутске проходили первые карнавалы. И когда с 1997 года по 2002 на улицах появлялись колонны веселых клоунов в пестрых одеждах, горожане знали, что стартует очередной праздник пантомимы, и сами охотно присоединялись к красочному шествию.
Десять лет назад в Иркутске прошел последний «Мимолет», а сам Валерий Шевченко в то время уже год как жил в Москве, потому что чиновники не сочли возможным сделать его театр пантомимы муниципальным, и творческий коллектив не нашел средств для оплаты коммунальных услуг. Мастер был вынужден переехать в столицу, где ему предложили место преподавателя в ГИТИСе.
Однако история взаимоотношений Валерия Шевченко с малой родиной на этом не заканчивается. Так сложилось, что хоть и Иркутская область потеряла Валерия Шевченко, но сам Валерий Шевченко не потерял ее. В его стремительно развивавшейся биографии нашлось не только место новому фестивалю «Белая маска», успешной работе в кинематографе в качестве режиссера, но съемкам фильма об Иркутске и сотрудничеству с Братским драматическим театром
– Я работаю днем и ночью, – рассказал Валерий Шевченко. – Днем преподаю, даю мастер-классы, снимаю, встречаюсь с интересными людьми, а ночью пишу киносценарии.
Наверное, только человек с таким характером и энергией смог совершить в Иркутске «пластическую революцию».
История театра пантомимы в Иркутске началась, когда домой после окончания ГИТИСа вернулся вчерашний студент Валерий Шевченко. Из столицы он привез огромный интерес и зарождающуюся любовь к пантомиме. Именно это помогло ему организовать в начале 1980-х годов студию во Дворце культуры профсоюзов, все самодеятельные актеры которой постепенно становились профессионалами.
В 1984 году коллектив переходит в статус народного театра пантомимы «Размышление». На свои деньги труппа ремонтирует помещение, отведенное им Дворцом профсоюзов, строит небольшой зрительный зал на 30–40 мест, проводит свет, закупает профессиональную аппаратуру. Помимо всего прочего, они сами шили костюмы, рисовали афиши, оформляли сцену. Тогда были поставлены такие спектакли, как «Портрет» по Николаю Гоголю, «Улыбки мима», «Мусорный ящик» – про западных безработных в жанре абсурда.
Кульминацией работы коллектива стал спектакль «Хиросима и Нагасаки». В нем использовались эффекты театра теней. Вместо кукол – сами артисты. Когда на них наводился луч света, то тень, отражаясь на белом занавесе, принимала причудливые очертания. Актер двигался, а тень принимала поистине впечатляющие размеры и формы. Тени актеров были настолько изуродованными и непохожими на людей, что казались душами тех, кто оказался в эпицентре взрыва атомной бомбы. Спектакль принес коллективу первое место на Всесоюзном фестивале пластического искусства «Карусель – 1987» в Челябинске.
В 1986 году театр получил статус профессионального. Постепенно росло мастерство самых первых учеников Валерия Шевченко – Вадима и Ольги Рудаковых, Павла Шарандо. В 1988 году театр «Размышление» по культурному обмену попал на фестиваль в Бельгию, после длительного отбора в Москве. Иркутская пантомима настолько понравилась бельгийцам, что они пригласили театр на гастроли, которые состоялись в декабре 1989 года. Труппа показала свои спектакли более 15 раз. После этого была поездка во Францию (Париж), Люксембург и в некоторые другие страны.
Новый профессиональный театр Валерия Шевченко был презентован 13 февраля 1994 года. Чуть позже была открыта Школа пластической импровизации, в которой начинающие артисты могли постигать основы классического движения пантомимы.
Одним из шедевров театра Валерия Шевченко был спектакль «Женщина с витрины». Действо, которое представляло собой соединение двух видов искусства, – пантомимы и балета. Сюжет напоминал современную историю Пигмалиона.
Вскоре труппа побывала на гастролях в Германии и Франции, где недалеко от Парижа проходил всемирный фестиваль театров пантомимы с авангардным направлением. Масштабность и разнообразие фестиваля настолько поразили иркутского мима, что в мае 1997 года Валерий Шевченко организует в Иркутске Международный фестиваль пантомимы «Мимолет» – единственный в России.
К сожалению, развивать классическое или какое-либо другое направление у театра не было возможностей. Городские и областные власти оставили коллектив на самоокупаемости, то ли действительно не оценив очевидного вклада в культуру региона, то ли пойдя на поводу у личной симпатии. В итоге в 2001 году театр прекратил свое существование, и Валерий Шевченко, и часть его труппы переехали в Москву, тем самым оборвав развитие иркутской пантомимы.
В Москве Валерий Шевченко решил поступить на режиссуру игрового кино во ВГИК, в мастерскую Владимира Фокина. В то же время он продолжает проводить в разных городах России фестиваль «Белая маска».
В 2007 году Валерий Шевченко начинает сотрудничество с Братским драматическим театром и театром кукол и ставит там несколько спектаклей, один из которых – «Искушения» по мотивам повести Гоголя «Портрет».
«В этом спектакле Валерий Шевченко отважился на сложнейший эксперимент, в котором соединяются элементы психологического театра с выражением его форм невербальным способом. По сцене ходят люди-носы, люди-шинели, рядом гуляют барышни, дамы, кавалеры, и все вместе они будто влиты в водоворот стремительного бега Невы. В спектакле появляется еще один вид искусства – кино, кадры которого проецируются на ставки-экраны. Эти изображения видов Санкт-Петербурга, его грандиозных мостов и мосточков, бесконечного потока воды создают в спектакле объем и масштабность сценического действия», – написала об этом спектакле театральный критик Светлана Жартун.
В 2011 году Валерий Шевченко снимает в Иркутске художественный фильм «Табурет», который вошел в сборник короткометражных фильмов «Иркутск, я люблю тебя!» С ним работает иркутская команда: оператор Вячеслав Столяров, помощник режиссера фотохудожник Марина Свинина, художник фильма Леонид Бутаков, директор Андрей Ящерицын, реквизитор Оксана Штрауп.
«За этим нарочито простым названием разворачивается на экране глубокая и щемящая история про одинокое материнство, про детство мальчишки, не защищенное отцовским плечом, про горькую науку понять и простить чужую, но оттого не менее ценную правду», – пишет иркутский журналист Марина Рыбак.
Другой фильм Валерия Шевченко «Внутри квадратного круга» про то, как пять тысяч детей после Кремлевской елки выходят на Соборную площадь и встречаются с ожидающими их родителями, получил десять премий различных фестивалей, включая диплом от жюри правозащитных организаций фестиваля «Сталкер». А недавно режиссер поставил на сцене Братского драматического театра спектакль «Созвездие Пегаса» по рассказам Сигизмунда Кржижановского.
Словом, неугомонный Валерий Шевченко продолжает фонтанировать идеями и планомерно воплощать их в жизнь.
– Я мечтаю, чтобы способность мечтать не пропадала у меня никогда, – признался мастер. – Я все время что-то внутри себя придумываю, фантазирую. Для меня самое страшное – сесть на лавочку, кряхтеть и долго-долго смотреть на какой-нибудь цветочек. Может, это и здорово, но мне надо двигаться, что-то делать, ведь пантомима – это движение. Физическое, умственное и духовное.
В проекте использованы материалы музея МБОУ г. Иркутска СОШ № 49 и интернет ресурсы
Над проектом работали:
ученики: Ямщикова Светлана, Трошина Анастасия
руководитель: А.В. Аверченко