
Натяганов Николай Борисович
Николай родился и вырос в Иркутске, учился в школе № 63.
В школе посещал клуб любителей искусства под названием «Мозаика». Своеобразной школой знатоков изобразительного искусства стал клуб любителей искусств «Мозаика», созданный Виноградовым Сергеем Васильевичем в 1971 году. В основе работы КЛИ лежала разнообразная деятельность: рисунок, живопись, композиция, выставки рисунков, выходы в музеи, КВН, встречи с Иркутскими художниками, сотрудниками художественного музея, проведение дней художника, занятия художественной самодеятельностью, помощь в оформлении школы, персональные выставки рисунков, встречи с ветеранами войны и труда, народными умельцами.

Там он был одним из самых активных юных художников: ни один праздник, ни одна выставка не обходилась без его участия. Уже тогда было видно, что из него получится замечательный художник. Учителем рисования в школе, первым заметившим талант Николая, был Сергей Васильевич Виноградов. В памятной книге иконописец написал: « Я помню, как радостно встретили меня в клубе, делали маски, рисовали натюрморты. Ходил я в клуб с большим удовольствием. Помню, как Сергей Васильевич с интересом рассматривал мои « калякушки», поощрял. Он – человек, очень увлечённый своим делом, всегда стремился дать нам как можно больше познаний не только в живописи, он водил нас в городские музеи, в мастерские художников, организовывал поездки на природу, на Байкал и даже в Москву. А какие выставки мы устраивали в школе и в городе! Я всегда с глубокой благодарностью вспоминаю уроки Сергея Васильевича и считаю именно его своим первым Учителем. Даже не представляю, что вышло бы из меня, если бы я не пошел в клуб любителей искусств».

Из воспоминаний Николая Натяганова – члена КЛИ с 1974 года: «Мне часто вспоминаются годы, проведённые в клубе, куда я пришёл первоклассником. Руководитель КЛИ Сергей Васильевич Виноградов – человек, очень увлечённый своим делом, всегда стремился дать нам как можно больше познаний не только в живописи, он водил нас в городские музеи, в мастерские художников, организовывал поездки на природу, на Байкал и даже в Москву. А какие выставки мы устраивали в школе и в городе! Я всегда с глубокой благодарностью вспоминаю уроки Сергея Васильевича – человека необычайной душевной щедрости и доброты, всегда считаю его своим первым Учителем».


С октября 1976 года в школе появился кукольный театр «Петрушка», которым руководила учительница английского языка Галина Николаевна Кузнецова.
Ребята сами изготавливали кукол, разрабатывали эскизы декораций, учились правильно держать куклу, чтобы она не падала, не плыла, а ходила, говорила, смеялась.
Одним словом – жила. Много было поставлено спектаклей, которые показывали для ребят начальных классов, детских садов и на родительских собраниях. Активное участие в работе кружка принимал Николай Натяганов. Наиболее интересным был спектакль по произведению Н. Н. Носова «Приключения Незнайки», где Коля играл Тюбика. А ещё было много и других спектаклей.
После окончания 8 классов на «хорошо», Николай сразу пошел в художественное училище, где преподаватели по живописи постоянно пытались заставить его писать в масковой манере, но тот отчаянно сопротивлялся и проводил массу времени за копированием старых академических полотен в Иркутском художественном музее.
Отслужил в армии, поработал педагогом в школе искусств и в бутафорском цехе кукольного театра. Потом 10 лет работал в Иркутском областном художественном музее - четыре года научным сотрудником отдела сибирского искусства в Соборе Богоявления, где находился филиал музея, а когда организовался реставрационный отдел, шесть лет проработал реставратором.
Однажды он попробовал написать на доске икону, получилось. И он 2 года писал иконы для Троицкой церкви в селе Хомутово, Иркутского района.


Потом его пригласили расписывать иркутский храм. И вот, 12 лет Николай в одиночку расписывает самый большой в Иркутской области храм Иконы Казанской Божией Матери. Расписать храм была мечта детства.
Внешнее убранство территории храма тоже создано по эскизам Николая Натяганова


В селе Выдрино в часовне Святого пророка царя Соломона он расписывал купол. Для украшения купола использовались фрагменты росписи Владимира Васнецова 3 Ангела, Бог Слово «Радость праведных о Господе» Преддверие рая». Царь Давид и Соломон – это оригинальное решение Николая Натяганова.
Роспись выполнена в академическом стиле синодального периода XVIII-XIX века, графическими материалами (черным тональным итальянским карандашом), а затем изображение было зафиксировано водостойким составом.

Николай является не только художником, но и мастером по настройке органа, находящегося в Польском костёле.
Любовь к этому инструменту появилась в детстве при первом походе в органный зал.
– Маме каким-то чудом удалось достать билеты в торжественно открывающийся органный зал. Мне тогда было 12 лет, – вспоминает сегодня мастер. – Был концерт выдающегося российского органиста, ныне покойного, Леонида Григорьевича Янченко. Это знаменитый московский профессор, лауреат многих премий и конкурсов. Он открывал наш органный зал, была мощная концертная программа, и, конечно, звучала музыка Баха. И всё моё нутро словно распахнулось навстречу этой музыке. После в Иркутск приезжали практически все замечательные органисты нашего времени – и Леонид Ройзман, и Александр Фисейский, и Алексей Пашин, и Евгения Лисицина, и Анастасия Сидельникова, многих из них я слышал и видел.
Тогда, в юношестве, не будучи музыкантом, и не имея музыкального образования, Николай сам научился играть на органе: выписывал в тетради теорию органа, историю его возникновения, особенности устройства. И как-то просто предложил свои услуги Лидии Валентиновне Янковской, которая некогда работала в Польском костёле. Это знаменитая органистка, которая на данный момент живёт в Ярославле, но 30 лет проработала в Иркутске. Янковская тогда осталась без ассистента, и Николай предложил ей себя в этом качестве. Она попробовала, потренировала, послушала из конца зала, как он может вести концерт, и взяла его на работу. И вот, новый помощник начал непосредственно вести концерты и ассистировать ей, а концерты порой были сложные, программа иной раз была так нагружена, что требовала от Николая определённой выдержки.
В органном зале на тот момент мастером являлся Борис Николаев, но он ушёл, и орган оказался без настройщика. Тогда Николай Натяганов решил попробовать себя и в этом качестве. Сначала к его обучению подключился фортепианный мастер Иван Казаков, потом стажировал органист и органный мастер из Барнаула Сергей Буткеев. Также была стажировка и в Москве. И после полного обучения с 1996 года Николай начал свою деятельность уже как настройщик органа.

Список использованных источников
- Дорога к храму. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://irkutsk.aldana.ru/new/view/id/38097
- Иркутский орган отмечает 35-летие. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vsp.ru/2013/11/04/opus-571/
- Николай Натяганов - замечательный иркутский художник академист. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/vacheslav_pushkarev/post140467492/
- Орган иркутский. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://baikal-info.ru/kopeika/2007/39/010001.html
- Под куполом часовни появились 3 Ангела, Бог Слово, царь Давид, сын царя Соломон и Лик Спасителя. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.фонд-отражение.рф/news/item/pod-kupolom-chasovni-pojavilis-3-angela-bog-slovo-car-david-syn-carja-solomon-i-lik-spasitelja.html
- Храм Иконы Казанской Божией Матери расписывает в одиночку Николай Натяганов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.passionforum.ru/posts/43525-hram-ikony-kazanskoi-bozhiei-materi-v-irkutske-raspisvvet-v-odinochku-nikolai-natjaganov.ht